Маршрут

Едем на Волгу

В субботу 7 июля 2007 года в 7 часов утра мы отъехали от дома (я проснулась в 5). Нельзя сказать, что было много машин на дороге (все-таки мы ехали в дачном направлении по Нижегородскому тракту). Во Владимирской области проехали участок дороги практически с нулевой видимостью: горели торфяники по обе стороны дороги. Представляю, как там себя чувствуют местные жители! Сам город Владимир не видели, так как объехали по окружной. В Нижнем Новгороде собирались заночевать, но, ознакомившись с гостиничными ценами за номер, оставили эту мысль. Мужу НиНо не понравился вовсе - его там оштрафовали за пересечение несуществующей сплошной (дорогу только отремонтировали, разметки еще не было, но спорить с гайцами не стали - себе дороже).

Кудьма

Выехав из Нижего, остановились на берегу реки Кудьма, чтобы пообедать и отдохнуть. Замечательно красивое местечко: речка неглубокая, но с быстрым течением, дно песчаное, по берегам цветут кувшинки. Искупались, перекусили, чем пришлось (половинка двухлитрового термоса щей, прихваченных в дорогу). Возникла даже мысль поставить там палатку и заночевать, но с появлением на пляже смугленьких цыганских детишек из соседнего табора желание ночевать в этом чудном местечке испарилось.

Сергач

После обеда ехать стало веселей. Добравшись к восьми вечера до районного центра Сергач, начали искать гостиницу, которая там наличествовала в единственном числе и именовалась по традиции "Дружба" (точно так же звалась единственная гостиница в Миллерово). На наше счастье там оказался свободным номер 13, который нам и предоставили всего за 500 рублей. Из удобств там общественный душ с электроводонагревателем и туалет один на всю гостиницу, правда раздельный для М и Ж (везде очень чисто). Из развлечений - шахматы в холле для курения. Нам развлечения были ни к чему, а вот душ очень кстати. В эту ночь я возблагодарила небеса за то, что послав нам знак в образе цыганят, не позволили ночевать в палатке. Ночью разразилась жуткая гроза. По проезжей части построенного на холмах Сергача текли реки, я даже боялась, что смоет нашу машину, припаркованную на уклоне градусов 30, ветер рвал деревья, на окраине снесло напрочь пивную палатку. Это мы уже утром выяснили, выезжая на трассу, засыпанную ветками, да какими там ветками - целыми бревнами.

Нижегородские дороги нас местами порадовали, местами удивили. Пока едешь по трассе - шикарно, въезжаешь в населенный пункт - хоть поворачивай обратно. Совершенно не понятно, зачем знак ограничения скорости до 50 висит, если быстрее 10 км/ч ехать невозможно. Дорожники там ужасные шутники. Знак дорожные работы вешают там, где трассу починили. Зато в тех местах, где работы только начали, и все полотно изрезано фрезой, на это обстоятельство нет и намека. Пока ты в эту яму не влетишь, ни за что не догадаешься, что здесь собрались дорогу ремонтировать. Почему, кстати, нельзя эти дыры в тот же день заливать асфальтом? Обязательно нужно недельку, другую выждать. Может быть, для того, чтобы все сразу заметили, что дорожники без дела не сидят?

тб_Полет тб_Полет

Ульяновск

Дальше путь наш пролегал через Ульяновск (или теперь уже Симбирск?). Город этот по окружной объехать нельзя - дорога проходит через единственный пока мост через Волгу. Пока, потому что уже почти построен второй мост, осталось пройти один или два пролета. Но это в будущем, а пока мост один, он же для автомобилей, он же для поездов. Объект стратегический, потому охраняется. На наше счастье, уже закончился ремонт двухполосной дороги по мосту, поэтому автомобили могли ехать в обоих направлениях. Да еще было воскресное утро. А это значит, что основная масса горожан уже выехала на дачи, а возвращаться еще не собиралась. Таким образом, мы благополучно миновали мост, получив предварительно напутствие сотрудника ГАИ не нарушать скоростной режим, который было бы сложно нарушить, поскольку машины по мосту движутся довольно плотно. Да мы его и без того не нарушали - тащились через весь город со скоростью 40 км/ч, на каждом перекрестке останавливались в надежде найти человека, что-нибудь знающего о турбазах, где мы намеревались остановиться на ночлег, а может и пожить пару дней. Нас направили в поселок Красный Яр, оттуда куда-то в лес проселочными дорогами. Наконец, нас приютила хозяйка турбазы "Полет", принадлежащей Волжскому летному училищу.

тб_Полет

Разместились во 2 домике (он оказался в ту ночь свободным). Цены на турбазе весьма умеренные - 120 рублей с человека в сутки. За эти деньги получаете комплект белья, электрическую плитку, посуду, сколько унесешь, холодильник и койку в трехместной комнатке. В каждом домике 2 таких комнатки, между ними веранда и летняя кухня. Очень удачная с моей точки зрения архитектура для дачного домика. Таких летних домиков на базе семнадцать, есть еще зимний корпус, но в нем я не бывала. Домики разместились в великолепном сосновом бору на высоком левом берегу Волги. Наверное, поэтому комаров там нет, или почти нет. Зато на пляж спускаться - полкилометра по вертикали. Да и пляжа там собственно нет. Высокий песчаный берег размывается водой, сосны сносит в реку. Волга в этом районе широкая, мелкая и какая-то бурая. Когда дует сильный ветер, поднимается волна, как на море. Это Куйбышевское водохранилище - творение рук человеческих. Только мы успели искупаться, любуясь открывшимися просторами, ветер принес тучку, начал накрапывать дождь. Мы поужинали банкой сайры, запили чаем и легли спать, намереваясь на следующий день продолжить путь. Дождь лил всю ночь. Выйдя утром прогуляться по окрестностям, я поняла, что планам нашим не дано осуществиться. Дороги размыло так, что на нашей маленькой маломощной машинке, предназначенной для езды по городским магазинам, по ним проехать стало невозможно. Ямы, которые накануне мы преодолевали с трудом, превратились в озера. Из продуктов у нас остались чай и кофе в пакетиках, две банки рыбных консервов. Ближайшая продуктовая палатка в дачном поселке по понедельникам оказалась закрытой, следующий ближайший магазин находился в селении Крестово Городище в четырех километрах от турбазы. Как и следовало ожидать, начал накрапывать дождик. Но идти за продуктами все равно надо. По сосновому бору, пахнущему земляникой. Вдоль дачного поселка с вишневыми деревьями, усыпанными плодами. Вдоль поля, благоухающего медосбором. Вдоль березовой аллеи со свисающими до земли ветвями. Вот и сельский магазин, прямо скажем, не супермаркет. Однако, хлеб, тушенка, макароны в наличии имеются. Муж мой даже обувь себе там дачную приобрел - такие резиновые ботиночки. Моего размера не оказалось, так и пришлось мне в сланцах по дождю разгуливать. Взяли продуктов по минимуму, только самое необходимое (далеко идти, тяжело нести), и в обратный путь: березки, вишня, медосбор, земляника. А дождь льет и льет. Пришли, искупались, поели, легли - хорошо-то как! Сосны шумят, дождь накрапывает, шишки на крышу падают, река рядом.

Четверо суток провели мы на турбазе, дожидаясь, пока дороги станут проезжими. Каждый день вспоминали мужа моей тети Анны Дмитриевны. Дело в том, что бабушка с дедушкой жили в селе Головцево Ульяновской области. К селу вела грунтовая дорога. Старшая сестра моей мамы с мужем жили в достатке и имели Жигули, что по тем временам считалось роскошью. Они приезжали навещать родителей супруги на собственном авто. При этом муж тети, профессиональный водитель, то и дело смотрел на небо, не появится ли тучка. При малейшем подозрении на дождь, кричал: "Анна, собирайся, уезжаем!" Дед над ним смеялся. Застряв на Ульяновской турбазе, я впервые поняла, как он был неправ.

12 июля предприняли попытку выехать на шоссе: я, как жучка, бежала перед машиной, проверяя глубину луж, муж старался ехать точно по моим следам. Первая же попытка оказалась удачной. Оказавшись на асфальте, отмыли меня и машину от жирного ульяновского чернозема, поклялись не ездить по грунтовкам, и поехали дальше.

Кондурча

Следующим пунктом нашего путешествия был Новокуйбышевск, где проживают моя тетя с сыном и внучками. Дорога на Самару идет вдоль реки Кондурча, на коей расположено множество баз отдыха и санаториев. Конечно, мы остановились на берегу передохнуть и искупаться. Вода значительно теплее, чем в наших водоемах, рыбная мелочь в огромных количествах мечется вдоль берега. Цветут кувшинки, шуршит камыш, солнышко греет уставшее от долгого сидения тело, благодарный желудок переваривает бульончик из ульяновской курочки, сваренный накануне на турбазе, и залитый в металлический термос (удивительно полезная вещь в дороге). А родственники уже звонят на мобильник: "Куда вы пропали?" Надо ехать дальше.

Новокуйбышевск

Если едешь поездом, то сначала проезжаешь Новокуйбышевск, а потом попадаешь в Самару. По шоссе наоборот. Через центр Самары не поехали, напугавшись пробок. По объездной - гораздо дальше, но иногда получается быстрее, по словам местных водителей, да и спокойней, чем ехать по незнакомому городу. На окружной полно перекрестков с круговым движением, приходится быть внимательными, чтобы не ухать в неизвестном направлении. Когда впереди показалась труба с факелом, я поняла, что мы приехали. "Факела, факела, факела…" - пел мой двоюродный брат, к сожалению, погибший, не дожив до 31. Сейчас факелов осталось гораздо меньше, чем во времена его юности, когда и была написана эта песня. Это хорошо, потому что в факелах сгорает полезное сырье, которое пока нет возможности переработать. Но романтичным юношам этого не понять. Это простительный грех, особенно для того, кто хоть раз видел с Волги, пылающий в ночи факелами город нефтяников и химиков.

Новокуйбышевск - молодой город, лишенный пафосных памятников архитектуры, пугающий безбашенностью местной молодежи, впрочем, вряд ли можно отнести к этой категории моего тридцатипятилетнего двоюродного брата, имеющего за плечами неудачный брак и взрослую дочь. Однако, безбашенности ему не занимать. Лида Даже тетя моя Лидия Дмитриевна никак не похожа на классическую бабушку, видимо всему виной атмосфера не желающего стареть Новокуйбышевска. Она приехала сюда по распределению, всю жизнь проработала на одном и том же не слишком полезном для здоровья предприятии. Рано осталась на пенсию, рано потеряла старшего сына, потом мужа. Но сама не потерялась. Однажды богомольная старушка, встретив ее в магазине, сказала: "Лида, мы ждем тебя в церкви". Моя воспитанная в атеизме тетушка ответила: "Не дождетесь, мне не за что Бога славить, он у меня сына отнял". При всей этой внешней агрессивности, она чтит Бога, читает молитвы дома и на могилах, многие наизусть. Но в церковь ходит редко. "С какой стати я стану молится в булочной?". Разумеется, в Новокуйбышевске, построенном в пятидесятых, не было церквей. Под эти цели переоборудовали хлебный магазин. Сейчас на пожертвования жителей строится храм - монументальное сооружение. А пока во дворе будущего храма организовали платную стоянку для автомобилей. Но мы машину держали не на этой стоянке, а на той, что ближе к дому. Ездили по городу на машине брата, а в Самару на маршрутке, поскольку местные с подозрением относятся к подмосковным номерам, да и припарковаться в Самаре весьма проблематично, не зря нам не советовали через город ехать.

Самара

Центр Самары со старыми строениями очень похож на Ногинск, что и неудивительно, учитывая возраст городов. Но летом Самара превращается в город-пляж. Расположившись вдоль Волги, жители одели около шести километров берега в многоярусную набережную, с садиками, парками, песчаными пляжами, очень чистыми и совершенно бесплатными. Этот город нужно с воды смотреть, чтобы влюбиться. К счастью, каждые два часа от речного вокзала отправляется экскурсионный теплоход, на котором мы и совершили путешествовие вдоль берега. Замученная жарой девушка - экскурсовод не первый раз за день без особого вдохновения, но грамотно рассказывала о достопримечательностях города, встречающихся по пути: соборы, усадьбы, парки, пивной заводик, именуемый в народе "дном".

Самара_набережная Самара_Паниковский

Самара_конецЛьваТолстого

Вообще, люди в Самаре веселые живут. Монумент Cлавы именуют Паниковским. На высоком постаменте изображен человек, держащий над головой что-то типа параплана, что должно было символизировать авиационное и космическое прошлое города. Его прозвали Паниковским, потому что похож на мужика с гусем. Железнодорожный вокзал - модерновое строение из тонированного стекла и бетона зовут концом Льва Толстого. Этим зданием заканчивается улица Льва Толстого. Улицы в Самаре два названия имеют - старое и новое. На фасадах домов висят таблички с номером дома, повыше новое название улицы, пониже - дореволюционное. Вот такой город, живущий в двух измерениях.

Самара_СтруковскийСад Самара_СтруковскийСад Самара_СтруковскийСад

А парк Горького еще называется Струковским садом или в народе Струкачами. Парком Горького он стал, когда мы развитой социализм начали строить, а до того на этом месте стояла усадьба управляющего Илецкими соляными промыслами г-на Струкова, который и разбил садик на берегу Волги. К середине девятнадцатого века усадьба была конфискована, видимо дела у солепромышленника стали нехороши. Владение перешло к городскому обществу, которое очень скоро приспособило его для общественных мероприятий: танцевальный зал, комната для игры в карты, эстрада, дорожки для прогулок и демонстрации дамами новых туалетов, позже кинотеатр, кегельбан. Все это время, не смотря на то, что владельцы сада менялись, он не переставал именоваться Струковским, и сейчас многие его так называют, хотя и встречает посетителей при входе монумент с бюстом Алексея Максимовича. Вот этот садик меня поразил изысканностью ландшафтного дизайна, видимо, местные власти его не обделяют заботой. Когда мы там гуляли, садовники продолжали ваять скульптуры из растений. Около шахматного клуба - клумба с шахматными фигурами, у центрального входа - бегемотик с метлой, ближе к Волге - символ города коза. Очень интересные композиции сделаны с использованием лозы, сосновых шишек и сучков. Одним словом, если задача Струковского сада - поражать воображение, он с ней справляется. В чем нам не повезло? Не удалось найти пристойное предприятие общественного питания. Быть может, оттого, что мы гуляли по набережной, которая изобиловала шашлычными. Нашлась, правда, какая-то студенческая столовка, которая уже почти заканчивала работу (это в 3 часа дня), но нам досталось по тарелке супа, салатику и котлете. С голоду не умрешь, но здорово отличается от домашней стряпни, я уже не говорю о высокой кулинарии. А вот мороженное самарской фирмы "СамПо" нам очень полюбилось, особенно вафельный рожок Гигант.

Волга в районе Самары быстрая и глубокая, вода холодная, ярко синего цвета. Нам больше понравилось купаться в озерах и прудах, где вода значительно теплее.

КриволучьеИвановка

Криволучье-Ивановка

Километрах в 40 от Новокуйбышевка, в селе Криволучье-Ивановка Чапаевского района проживает моя тетя Анна Дмитриевна, о которой я писала выше, с семьей. Само собой было бы неприлично их не навестить. Там уже совсем деревьев мало, только лесозащитные полосы или посадки, как их там называют. Степь да степь кругом - как раз про эти места. Поэтому, когда моя двоюродная сестра Наталья предложила сходить за грибами, мы пошли скорее из любопытства - какие же грибы, если леса нет. Приехали мы в поле, где коров выпасают, тут нам и показали грибы, которые нужно собирать - луговые опята, такие дохленькие бледно-рыжие поганочки на тонюсеньких ножках. У нас они тоже растут, только грибами их никто не считает. Справедливости ради надо заметить, что на той поляне встречались и шампиньоны с розоватыми пластинками под шляпкой. Но, к сожалению, черви обнаружили их раньше нас. Муж мой, выросший в тверских лесах, сразу сказал, что ему такие грибы собирать "западло", хотя раньше я за ним таких выражений не замечала. Но все-таки, из уважения к хозяевам, нащипал пакетик прямо с корнями, но есть категорически отказался. Мне же пришлось их перебирать и готовить.

Разумеется, я обязана была это попробовать. Сразу скажу, не смотря на обжаренный лук, и сметану по жирности больше напоминающую сливочное масло (сестра держит коров), вкус этого блюда у меня восторга не вызвал, но о вкусах не спорят. Зато оладьи, испеченные сестрой следующим утром, на сыворотке, со сметаной и молоком, оставили неизгладимые впечатления. Еще меня поразила нежная дружба между всеми обитателями ее двора - пес просто обожает своих кошек, хотя чужих нещадно гоняет, а котенка любит до умопомрачения и позволяет ему буквально все.

Поначалу кажется, что наши предки выбрали странное место для поселения, посреди чиста поля. Но, как оказалось, через все село протекает речка Чагра, обладающая весьма извилистым руслом, вероятно, поэтому и называется село Криволучьем. Ну, а Ивановка - потому что русское поселение. Впрочем, я могу и ошибаться. Вода в Чагре теплая, но мутная. Берега глинистые, течение довольно сильное. Речка неширокая, в засушливые годы пересыхает вовсе. Рыбаки говорят, что водится рыба, но улова я не видела. Проведя в Ивановке два дня, вернулись в Новокуйбышевск, и стали готовится к отъезду, отпуск заканчивался. Тетя Лидия Дмитриевна собралась путешествовать с нами.

ВавиловДол

Дорога в Балаково

20 июля выехали в Балаково, где обосновались два дяди и бабушка, проживающая с младшей дочерью. До Балакова выразили желание нас сопровождать двоюродный брат Владимир с дочерью Настей. По дороге заехали в Вавилов Дол на святой источник. Километрах в десяти от трассы находится это место. Стоянка для машин, домик для служителей, небольшая церковь, колодец для набора воды, домик над купальней. Везде иконы Николая Угодника. Постройки новые и аккуратные. Поставили свечи в церкви, набрали воды из колодца, окунулись в купель, пообедали на полянке, и отправились дальше.

Балаково

В былые времена ударение в названии города Балаково ставили на втором слоге, а не на третьем, как сейчас. Шли бурлаки по Волге, тянули баржи, останавливались на ночлег, разговаривали, то есть балакали, отсюда и Балаково. Сейчас город этот широко известен наличием атомной станции, снабжающей электричеством половину Поволжья. Четыре блока станции возвышаются в степи, окруженные пирамидальными тополями. Ничего особенного, обычное предприятие. Горожане раскапывают дачки в районе станции, выращивают овощи и фрукты, хвастаются друг перед другом урожаем. В Балаково тоже есть набережная, поскромнее, чем в Самаре, но с водным стадионом. Мы пробыли там недолго, но в канале искупались. Немного не дошли до шлюзов. Впрочем, корабли сейчас шлюзуются редко, нужно весь день провести на канале, чтобы застать это зрелище. Мужу необычайно понравился рынок, где продают сало по цене 5 рублей за килограмм.

Нарядная трасса

Собираясь в дорогу, я распечатала из Интернета маршрут. Мой дядя Владимир Дмитриевич, профессиональный водитель, будучи подшофе, посмотрев мои распечатки, сказал, что все это чушь, и нам следует ехать через Саратов. "Трасса там нарядная, федеральная, зачем вы поедете по закоулкам?", - уговаривал нас дядя, и мы дрогнули. И почему нам на память не пришла давняя история, когда он, в молодости провожая свою тетушку Екатерину Герасимовну в Москву, посадил ее на Ленинградский поезд. Короче, нарядная трасса оказалось кочковатой, без указателей направлений, да еще на сотню километров длиннее. Мы потратили массу времени и нервов, скитаясь по узким Саратовским улочкам, и испытали огромное облегчение, выехав в районе Пензы на трассу М5. Вот она действительно могла бы претендовать на звание "нарядной". Если бы мы поехали, по моему маршруту, мы бы выехали на нее на три-четыре часа раньше. Зато мы проехали через Саратов - СараТау или желтая гора, это нам Лида рассказала, и откуда она все знает? "От того, что интересуюсь",- говорит она сама. Я тоже интересуюсь, но эти знания в моей голове почему-то не задерживаются. По известным причинам город нам не слишком понравился. Мы ведь ехали по окраинам, а окраины всех российских городов не отличаются чистотой и пышностью построек.

ЗубоваПоляна

Вечер нас застал в Мордовии, в гостинице районного центра Зубова Поляна мы остановились на ночлег. Гостиница находилась в состоянии ремонта, но душ, санузел там функционировали исправно. Перед сном мы прогулялись по центру, осмотрели монумент Победы, посетили магазины, прошлись по шаткому навесному мосту через речку с неизвестным названием (нам неизвестным: два раза переспросили у местного жителя, как она называется, так и не поняли, это уже позже на Википендии я выяснила, что называется она Парца). Поразило отсутствие пластиковой тары, конфетных оберток на улицах, ухоженность палисадников, невероятный порядок везде. Вернувшись в номер, наелись местной колбасы с чаем и уснули сном немало потрудившихся праведников. Утром, залив в термос кипятку, продолжили путь.

Константиново

Самая большая удача в путешествии - интересные попутчики. Тетушка моя Лидия Дмитриевна на 150 процентов подходит под эту категорию. Именно она вспомнила, что под Рязанью родился Сергей Есенин. Что я говорю, разумеется, она никогда об этом не забывала. Говоря сегодняшним языком, она была фанаткой Есенина, в юности от руки переписала редкий цикл его стихов "Москва кабацкая". Каждый свой приезд в Москву посещала могилу Есенина на Ваганьковском. Было бы непростительной ошибкой проехать мимо родины Есенина, но не будь с нами Лиды, мы бы о нем не вспомнили. Ситуация осложнилась тем, что в Рязанской области два села Константиново. Причем, на карте обозначено не то, где родился поэт. Хорошо, что на повороте, мы спросили местных мотоциклистов, они нам и поведали, что село, которое нам нужно, находится по другую сторону Рязани. Рязань проехали без особых происшествий. Километров через десять увидели щит с портретом поэта, до его родины оставалось всего 23 километра. У Лиды защемило сердце, пришлось принимать валидол. Говоря высокопарным языком, действительность превзошла все наши ожидания.

Константиново_УсадьбаКашиной Константиново_Церковь Константиново_Ока

На высоком берегу Оки расположилась усадьба Кашиной - той, что стала прототипом Анны Снегиной. Дом отреставрирован, в отличном состоянии. Действует и церковь иконы Казанской Божьей Матери, где крестили Есенина. Как раз напротив церкви находится домик Есениных с дворовыми постройками. Пейзаж завораживает, понимаешь, почему всю недолгую жизнь тосковал поэт по этим просторам. Из окон его дома видна церковь, бесконечные поля по другую сторону Оки. Неподалеку находится земская школа, в которой он учился. Рядом с домом бюст молодого Есенина, весьма оригинальный - голова с руками. Но не мне судить о его художественной ценности. Мы бродили по усадьбе, фотографировались, Лида читала стихи, пили кофе из пакетиков в местном буфете, зашли в церковь, там еще не закончена реставрация. Мы провели в Константиново (позже Есенино) почти два незаметных часа. Пора было ехать дальше, до Ногинска оставалось меньше 200 километров, и мы планировали преодолеть их до вечера. Осталось сказать, что нам это удалось, на чем и закончилось наше путешествие.