Путь к Истоку Волги

Весна в этом году наступила поздно, и май был вовсе не ласковым, не смотря на влипшее в мозги клише. Эта песня одноименной группы была суперпопулярна в то время, когда мы жили на острове. Фанатевшая от "Машины времени", я этот коллектив всегда недолюбливала. Первый увиденный мной концерт островной художественной самодеятельности и вовсе поселил во мне лютую ненависть к сладкоголосым мальчикам. Руководитель танцевальной студии почему-то решила инсценировать "белые розы". До сих пор живо во мне воспоминание о том, как упакованные в балетные пачки доморощенные терпсихоры топчут пуантами сцену на бис три раза. Не то, чтобы номер был хорош, а идея танцевать попсу на пуантах вообще дикая, но в зале сидели мамы юных дарований. С тех пор песня у меня только с этим жутким балетом и ассоциируется.

Так о чем это я? Май выдался не ласковым, тем более в продуваемом селигерскими ветрами Осташкове. И кому пришла в голову мысль назначить эту местность курортом? Дорог здесь нет. Теплая и солнечная погода бывает один месяц в году, и то, если повезет. С продуктами вообще беда - не растет ничего на холодных болотах. В магазинах все втридорога - а, что вы хотите, у нас же курорт.

Во втором классе школы я сидела за одной партой с мальчиком, имени которого сейчас уже не помню. Первого сентября все делились летними впечатлениями, и он гордо рассказывал, как жил на озере в палатке. Вот так я впервые услышала о Селигере, и казался он мне просто сказочным местом, куда благополучные родители вывозят послушных детей. Меня в то лето вывозили к бабке с дедом в деревню Ульяновской области, и то на неделю, потому что родители деревенскую романтику долго терпеть не могли, к тому же на даче сорняки отрастали.

Сравнивая сейчас благодатный Ульяновский чернозем со скудными Тверскими болотами, я понимаю, что здорово заблуждалась. В то время не существовало понятия ПИАР, но некоторые на подсознательном уровне умело им пользовались.

Много, что изменилось в Осташкове, с тех пор, как мы здесь жили, и не все в лучшую сторону. Магазинов стало больше, ассортимент продуктов значительно расширился, но транспорт ходит реже, и цены на проезд не копеечные. С дорогами та же беда, что и по всей России. По берегам озера строят отели с претензией на 5 звезд. Как они туристов туда завозить собираются? Регулярные речные рейсы давно отменили. Да и не ездят состоятельные люди, на которых рассчитаны цены в этих отелях, на общественном транспорте. А на личных автомобилях никто больше одного раза к ним не поедет. Можно, конечно, на вертолете. Но, будь у меня вертолет, я бы предпочла Крым.

В Осташков мы ехали через Ржев. По пути посетили возрождающийся Новоиерусалимский монастырь в Истре, побывали в Волоколамском кремле, посмотрели церковь иконы Оковецкой божьей матери.

Монастырь в Истре находится в стадии реставрации. Идея создать под Москвой кусочек Израиля мне кажется гениальной. Архитектура головного собора напоминает храм Гроба Господня в Иерусалиме, посмотреть который не каждому по средствам. А Истра - вот она, иди, и приобщайся к вере. Мы приехали как раз к службе в подземной церкви Константина и Елены. В это же время привезли группу туристов на большом автобусе, не верующих, таких же, как мы, любопытствующих. За территорией монастыря находится парк, в котором есть якобы чудотворный источник. Умылась я в этом источнике, а на следующий день у меня коньюктивит случился. Может быть, конечно, не от этого, потому что у мужа, тоже там умывавшегося, с глазами проблем не было, но больше я решила в сомнительных местах не омываться. В парке также установлены три образца деревянного зодчества: часовня, дом крестьянина, поразивший меня, выросшую в малогабаритной квартире, своими размерами, и ветряная мельница. Очень удачный объект для туризма и паломничества (что тоже по сути малобюджетный туризм) - не далеко, не дорого, и познавательно. В отреставрированных помещениях проводят различные выставки, вход на которые платный. На территорию монастыря и в парк проходят бесплатно.

Волоколамский кремль нам понравился: на холме за чугунной с кирпичными башенками оградой две церкви - 15 и 18 веков. Снаружи здания отреставрированы, выглядят аккуратно и празднично, как и должна выглядеть визитная карточка города.

Церковь во Ржеве уже была закрыта, поэтому чудотворную икону мы не видели, ну, что ж, будет повод вернуться.

Традиционно первый день был посвящен наведению порядка на кладбище, и посещению Ниловой Пустыни. В монастыре заложили виноградник оградив его от ветра забором на каменном основании; экскаватором, подаренным ОАО "Тверской экскаватор" (о чем дарители и написали на корпусе подарка), ведутся работы по укреплению берегов; продолжается реставрация зданий. Теплоходные экскурсии ежедневно возят туристов на это модное место, да и паломники не оставляют его своим вниманием.

В этот приезд мы съездили на исток Волги, и на могилу генерала Шевчука в Залучье. Генерала похоронили на очень примечательном холме. Место это называется также вершиной Селигера - самая высокая точка, с которой вся округа - как на ладони. Прежде там церковь стояла, но ее разрушили. А сейчас под горой возвели деревянную, словно игрушечную, церквушку с внешней колокольней. Очень удачно вписал ее в местность московский архитектор. Компенсация для туристов - надо же сфотографировать себя любимого на фоне красивого пейзажа, если уже сумел преодолеть 60км того, что здесь называют дорогой с покрытием.

Истоком Волги условно считают ключ в районе деревни Волговерховье, где в начале прошлого века находился Ольгинский женский монастырь. Сейчас от него сохранился пятиглавый краснокирпичный собор причудливой кладки, и отреставрированная деревянная церковь. Над источником соорудили часовню. На соседнем холме стоит ещё одна часовня, от которой ежегодно в последнее воскресенье мая стартует крестный ход. В ней хранится кованый крест с названиями рек, по которым проходят маршруты паломников. В этом году верующие пойдут пешком до Селижарова (20км), затем на теплоходе до Ниловой пустыни, Осташкова, на автобусах к Оковецкому ключу, затем в Калязин. Местность, где зарождается Волга, удивительно красива, но 20 км грунтовки гасит все впечатления.

В воскресенье отмечался праздник святого Николая, покровителя путешественников. Нам его поддержка особенно пригодилась бы: на следующий день запланирован отъезд.

Мы зашли в церковь на Николо-Рожке, удивились переменам, произошедшим со стоявшим в разрухе культовым сооружением, послушали колокола по завершению службы, и съехали на берег в районе деревни Слобода, где и провели остаток дня в праздности, любуясь островом, где когда-то жили и работали. Все, отпускная программа выполнена.

Все-таки мы неплохо отдохнули, по крайней мере, с погодой повезло. Вопреки ожиданиям, даже окунулись в Селигерские воды, разогревшись на солнышке у воды.

Домой решили ехать через Торжок и Тверь. Наконец-то удалось посетить Торжокский Михаило Архангельский храм. Он открыт с 9 до 14. Прежде мы проезжали город либо раньше, либо позже. В эту поездку удалось попасть в открытый храм, выехав из Осташкова в половине восьмого. Не зря мы так стремились его посмотреть. В этом, не закрывавшемся никогда соборе сохранились богатые росписи, замечательной красоты иконы в драгоценных окладах, богатый иконостас. Поставив свечу к древней иконе Михаила Архангела, традиционно устроили дегустацию изделий местных кондитеров на берегу Тверцы. Дорожное покрытие по трассе А111 оказалось пристойным, видимо к сезону отремонтировали. После утреннего праздника желудка, обедать не хотелось, поэтому заготовленным в дорогу грибным супом ужинали уже дома. Пытаясь избежать пробок, мы поехали через Спас-Заулок, Дмитров, Подосинки, но все-таки застряли в пробке на железнодорожном переезде в Софрино. Но и эту преграду мы одолели, и, отмывшись в горячей воде (в Осташкове воду отключили на профилактику), я с наслаждением подумала, что у меня еще целая неделя отпуска, которую собираюсь провести в совершенной праздности.