Азовское море - Коса Долгая

коса Долгая

Сначала о дороге:путь предстоял неблизкий - 1360 километров (845,06 мили). Я проснулась в четыре, благодаря моим титаническим усилиям выехали из дома в шесть утра. Заранее была заготовлена карта (отксеренные листы автомобильного атласа склеены, на них зеленым маркером прорисован путь следования). Должна сказать, что пользоваться такой склейкой проще, чем листать страницы атласа на скорости 100 км в час. Все равно она оказалась недостаточно подробной, в чем, естественно, была виновата я, а не картографы. Не смотря на это, мы достаточно легко преодолели знакомый участок дороги до Бронниц.

Дальше предстояло свернуть на Малино и проехать до Стулово, далее на Каширу. Шоссе на этом участке в хорошем состоянии, но узковато, поэтому, если тебе попался на пути цементовоз, ты будешь за ним плестись, пока не решишься на обгон. Решительности мне хватает не всегда. За это я регулярно выслушиваю длинные нравоучительные речи, что особенно противно, когда ты держишь руль, а впереди тебя, не спеша, едет бензовоз. Но, не смотря все это, мы все-таки вырулили на трассу М4 - Дон. Здесь уже дорога прямая с незначительными отклонениями по вертикали и горизонтали. Многие участки ремонтируют, что значительно снижает скорость движения. Больше всего мне полюбилось ехать в хвосте колонны МЕНОВ или ИВЕК (это грузовые фургоны с тягачами). Правда, на подъемах они значительно снижают скорость, поскольку груженые, но для людей с нормальной нервной системой - это пустяки.

Обед под Воронежем

В районе Воронежа остановились пообедать. Как будто специально для этих целей предусмотрительные воронежцы понастроили столиков в лесу вдоль трассы. Раньше я планировала там и переночевать, заодно посмотреть город, было около трех часов дня, устали мы не слишком, пообедав, решились продолжать путь, пока не стемнеет. Так и двигались с мелкими перебранками и крупными ссорами до поворота на Миллерово. Дорогой еще пару раз останавливались попить чаю и размяться.

В Миллерово решили поискать, где бы переночевать. Остановку в кемпинге на трассе отвергли сразу, не понравился экстерьер. Поспрашивали, не сдает ли кто из местных жилье. Поскольку до моря далековато, да и не сезон еще, никто не спешил предложить нам ночлег. Поехали в гостиницу в центре, и не пожалели, цены там весьма демократические (около 200 рублей с человека в сутки), при гостинице платная стоянка (30 или 50 рублей в сутки) Правда, санузел один на этаж и в номерах нет горячей воды, но, оплатив 20 рублей, можно сколько угодно плескаться в душе. Миллерово - это железнодорожная станция, всю ночь объявляют о прибытии и отправлении поездов. Наверное, это доставляет некоторые неудобства тем, кто не слишком устал за день. Мы же уснули мгновенно. Проснулись бодрыми под будильник в моем мобильнике в пять утра, залили термос кипятком, двинулись дальше.

основатель Миллерова

Следующим пунктом по пути следования значился Ростов-на-Дону. Нас неоднократно предупреждали, чтобы в Ростов мы ни в коем случае не заезжали. И все-таки мы пропустили поворот на Аксай, чтобы ехать в объезд. В городе поразило обилие светофоров и отсутствие указателей. На удивление быстро, порасспросив местных, мы выехали к мосту с тачанкой (это монумент такой на въезде в город установлен), и покинули город-лабиринт.

На подъезде к Азову нас ждал перекресток с круговым движением, на указателе города Ейска, куда мы, собственно направлялись, не значилось. Опять начался опрос местного населения, которого, как назло, поблизости не было. Пришлось проехать к центру, и уже там выяснить, что нам следовало ехать в сторону Староминской, а далее на круговом перекрестке свернуть не в сторону Староминской, а вправо на Ейск. Таким образом, дорога, казавшаяся такой понятной на карте, на местности выглядит совершенно иначе.Ейск мы проехали по окраине, и там уже был указатель на Должанскую - конечную цель нашего путешествия.

В Должанку въехали в половине первого дня, сразу отправились на адмиральский пляж, к морю. Пляж весьма цивильный, с кабинками для переодевания, со стационарными зонтиками, есть место для автомобилей. Все хорошо было бы, если бы его почаще убирали, или народ не бросал бы мусор мимо контейнеров. Но, похоже, последнее из области фантастики, поэтому вдоль всего побережья, куда можно подъехать бесплатно - сплошная помойка.

беседка на базе отдыха КРИСТИНА

Скорее всего, это и было настоящей причиной, по которой мы не стали останавливаться на частном секторе, а поехали искать подходящую по соотношению цены и предлагаемых услуг базу отдыха. Таковая вскоре нашлась. Расположена она у окончания косы, на заливе, и носит романтическое название КРИСТИНА. С отдыхающих там собирают по 250 рублей в сутки. За эти деньги предлагают домик с электричеством и холодильником, питьевую воду, холодный душ, умывальник, санузел на территории, охраняемый пляж. Домики построены на основе железнодорожных вагонов и морских контейнеров, что наводит на мысль о близости руководства к железнодорожникам. Сделаны они добротно - высоко подняты над уровнем земли, обшиты изнутри фанерой, поклеены обоями, крыша двойная из шифера. В жару там довольно прохладно, в дождь не сыро. Мебель не дизайнерская, но весьма приличная. Двухместный номер укомплектован двумя кроватями, двумя табуретками, столом и холодильником. За 20 рублей можно помыться в горячем душе, но я так и не выбрала времени его посетить, предпочитала морские купания. Питаться можно в столовой, кормят сносно, правда, ассортимент блюд небогат. Мы предпочитали готовить сами, некоторые ездили в кафе Островок, расположенное недалеко от базы.

Пляж в Должанке состоит из ракушечника. Собственно говоря, из ракушечника вперемешку с глиной там состоит весь грунт. Берега подмываются морем, из грунта вымываются ракушки. Под ногами туристов они раскалываются, измельчаются до песка, шторм намывает новые. Штормит в июне часто, но если ты остановился на косе, тебя это не слишком волнует. Поскольку редко случается, чтобы ветер дул и со стороны Таганрогского залива, и со стороны Азовского моря. База Кристина расположена в таком месте, где ширина косы Долгая 400 метров, поэтому любителям штиля совсем не сложно перейти на другой берег косы.

оконечность косы Долгая

Из развлечений - только то, что сам себе придумаешь. Подъезжают иногда из Серфприюта, катают на разных надувных игрушках, прицепленных к моторной лодке, на водных мотоциклах катают. Можно дойти до Серфприюта, там за 120 рублей в минуту катают на дельтолете. Я, правда, не рискнула, решив, что эти ощущения для меня с избытком острые. Экстрим мы решили заменить пешими прогулками по косе. Конечно, первой пришла мысль дойти до оконечности косы, посмотреть, как Азовское море переходит в Таганрогский залив. Первая попытка оказалась неудачной, ноги еще не привыкли к ходьбе по ракушечнику, да и оделись мы неудачно, солнце жгло незакрытые части тела, не смотря на то, что почти всегда было за облаками. С трудом одолели мы половину пути, и повернули назад, подгоняемые чайками, защищающими своих птенцов. На оконечности косы растительности уже совсем нет, а среди ракушечника расплесканы лужицы, где чайки выводят птенцов. Там и бегают эти пушистые комочки, пока не научатся летать. А вот плавать они могут очень шустро, поэтому при приближении опасности в нашем лице сразу семенят к воде, к морю или заливу, в зависимости от того, что ближе. О приближении врагов им сигнализируют взрослые птицы, охраняющие этот чайкин детский сад.

Ко второму походу мы подготовились более тщательно, и он завершился победой. Два часа мы месили ракушечник, трижды купались в море, снимая усталость. И все-таки мы дошли!!! Это был своего рода финишный этап нашей поездки. Мы достигли той точки, к которой стремились. Если попытаться охарактеризовать ощущения, испытанные нами в тот момент, то это можно назвать радостью преодоления. Я думаю, что по силе это чувство было сродни ликованию альпиниста на вершине, хотя по сложности наш поход, конечно, уступает восхождениям. Но это была наша высота, и мы ее преодолели. Обратный путь был не менее сложным, но на таком эмоциональном подъеме мы прошли бы и вдвое больше. По возвращении на базу распили бутылку "Фанагорийской лозы", и больше в этот день уже никуда не ходили, благо от домика до пляжа всего двадцать метров. Лежали, слушали мариупольскую радиостанцию.

До Украинского Мариуполя по воде всего сорок километров, по вечерам мы наблюдали, как там включаются огни. Возможно поэтому радиоприемник, встроенный в мой MP3 плеер лучше всего принимал украинские радиостанции. А мобильный телефон регистрировался в украинских мобильных сетях, и чтобы дозвониться, нужно было выходить на центр косы. Вот где я на себя примерила песню группы Город312 "Вне зоны доступа мы не опознаны, вне зоны доступа мы дышим воздухом". Какой же там воздух! Очищенный морем, наполненный запахами цветущих трав, криками чаек, плеском волн. И все проблемы забываются сами собой, и даже хорошо, что мобильник молчит, и радио "на ридной мове размовляе". Бредешь себе вдоль берега, только ракушки шуршат под ногами. И берег там везде, и заблудиться сложно. Если мечтаете о полной релаксации, лучшего места не найти.

подсвечник с цветами

Идиллию несколько портили комары, время от времени налетающие неизвестно откуда. Впрочем, откуда известно - в лиманах и болотах на центре косы они и плодятся. А вот на территорию базы прилетают не всегда, видимо, какие-то специальные погодные условия им нужны, а вот какие, мы не выяснили. Перед сном включали фумитокс в домике, а сами сидели на пляже, смотрели на звезды, слушали шум моря. Специально для таких вечеров я изготовила светильник из пластиковых бутылок, в которых воду покупали. Такой стилизованный подсвечник в стиле Пако Рабано, в качестве утяжелителя использовала песок и ракушки, они же служили и декорирующим материалом.

ваза в стиле Dolganka

Из ракушек местные жители изготавливают множество различных сувениров. Они такие красивые. Что и я не удержалась от творчества, приобрела герметик, наклеила ракушки различного размера и цвета на трехлитровую банку, получился многофункциональный сосуд. Его можно использовать в качестве вазы, если налить воды и опустить туда плавающую свечу, получится светильник, а если укрепить на горлышке пластинку с лавандовым или цитрусовым маслом, будет аромалампа. Но главное, он будет напоминать мне об этом удивительном месте, думая о котором, нельзя сдержать вздоха: "ТАМ ТАК КРАСИВО"